Титульная страницаИСТОРИЯ НАШЕГО СЕЛАИстория районаИстория областиИстория РоссииИстория человечестваКОНТАКТЫПарад ПОБЕДЫ - 70 лет

Экономика и цены  


Титульная страница  

Газопроводы и нефть

Запущен ПЕРВЫЙ терминал по приёму СПГ.

08.01.2019. Президент России В.В.Путин прибыл в Калининград и дал команду запустить терминал по приёму СПГ в Калининградской области – терминал сжиженного природного газа и плавучую платформу «Маршал Василевский» для перевода СПГ в газообразное состояние (регазификацию). Объект позволит сделать поставки газа не зависящими от транзита через прибалтийское государство - Литву. Также в регионе идёт строительство подземного хранилища и завода по сжижению газа. Задача обеспечить автономное снабжение удалённой области России выполнена. Президент нашего государства отметил, что новый объект имеет ключевое значение для энергетической безопасности российского анклава.

Мощность терминала — 3,7 млрд куб. м газа в год — что в полном объёме покрывает потребности региона (существующая производительность трубопроводная 2,5 млрд куб. м газа в год), гарантирует надёжный альтернативный вариант его газоснабжения, снижает зависимость от транзитных поставок газа. Не то что снижает, а сводит их к нулю. Первая нитка (8 МВт) трубопровода была введена в эксплуатацию в 1985 году, вторая (мощность КС "Краснознаменская" выросла до 12 МВт) - в 2009 году. http://www.gazprom.ru/projects/mvkk/

Глава государства подчеркнул, что строительство регазификацонной платформы — «первый подобный проект в российской энергетике». При этом В.В.Путин выразил надежду, что, хотя СПГ дороже трубного газа, правительство России сделает так, чтобы жители региона не почувствовали разницу: «У правительства есть такое поручение — подготовить предложения (знаю, что в целом они уже сформулированы, я жду доклада на этот счёт) по поводу того, чтобы разница в цене трубного газа и сжиженного природного газа, поставляемого в Калининград, не легла дополнительным бременем на плечи конечного потребителя в Калининградской области».

Новый терминал расположен почти в пяти километрах от берега. Для подачи газа жителям был построен специальный газопровод. Также продолжается возведение Калининградского подземного хранилища и завода по сжижению газа. Ранее Калининградскую область снабжали газом через магистральные газопроводы по маршруту Минск — Вильнюс — Каунас — Калининград.

Сейчас полностью отключена система поставок газа через магистральный газопровод Минск — Вильнюс — Каунас — Калининград и газоснабжение Калининградской области в текущий момент полностью осуществляется через морской приёмный терминал.

Впервые в России. Строительством терминала занимались более двух тысяч работников «Газпрома» и множество подрядных компаний. Волнолом и терминал находятся на удалении пяти километров от берега. Глубина моря здесь составляет 19 м для того, чтобы судно «Маршал Василевский» (плавучая платформа для регазификации) могло безопасно пришвартоваться. Волнолом способен защитить терминал от «больших штормов, которые не редкость в этом регионе».

В то же время «Маршал Василевский» впервые в России может не только перевозить сжиженный природный газ, но и самостоятельно переводить его в газообразное состояние.

Длина судна составляет почти 300 м, ширина — 46,5 м. Скорость хода — 19,5 узла (36 км/ч). В резервуарах «Маршала Василевского» поддерживается температура -163 °С. Они вмещают 174 тыс. куб. м сжиженного природного газа… Установка полностью готова начать процесс регазификации и подачи газа на берег.

При этом строительство аналогичного терминала возможно и в других регионах со сложным географическим положением, например, на Камчатке, отметили в Фонде национальной энергетической безопасности – в подразделении по газовым проблемам.

Причал — это монолитная платформа из высокопрочного бетона, на которой размещены специальное оборудование для приема газа и швартовые устройства. Длина причала, установленного на 177 сваях, составляет 125,5 м. Причал закрыт от волн мощным с-образным волноломом длиной 728 метров. Волнолом представляет собой следующую конструкцию. По всей длине на уложенном на дне каменном основании (так называемой каменной постели) размещены 29 металлических цилиндров диаметром 20 м, высотой 21 м и массой более 200 тонн каждый. Внутри они заполнены щебнем, а снаружи обработаны антикоррозийным полимерным материалом. Со стороны моря цилиндры укреплены насыпью из камней (весом до 6 тонн каждый) и более чем 20 тысячами специальных железобетонных блоков (тетраподов; весом от 7,8 до 25 тонн каждый).

Такая конструкция обеспечивает безопасную работу судна и способна выдержать самые сильные штормы, которые не редкость в Балтийском море.

«Маршал Василевский» — единственная плавучая регазификационная установка в России. Судно перевозит СПГ (емкость резервуаров — 174 тыс. куб. м) и выполняет его регазификацию — перевод СПГ из жидкого состояния в газообразное. На ПРГУ расположены три регазификационные линии (включая одну резервную).

Процесс регазификации начинается на судне после его швартовки к причалу. Затем газ, переведенный в газообразное состояние, направляется в существующую газотранспортную систему через построенный 13-километровый газопровод-подключение. Далее газ поставляется потребителям или закачивается в Калининградское подземное хранилище.

Для удалённых регионов рассматривается возможность строительства регазификационного терминала. На Камчатке тоже есть определённые лимиты, связанные с собственной добычей газа, и, соответственно, строительство такого терминала могло бы позволить увеличить поставки газа в регион, проводить дальнейшую газификацию или на случай истощения ресурсов обеспечить альтернативный источник поступления газа. Этот проект рассматривается.

http://www.gazprom.ru/projects/kaliningrad-terminal/

В сентябре 2018 года начата укладка 2-х ниток газопроводных труб по дну Балтийского моря проекта "СЕВЕРНЫЙ ПОТОК-2". На 1 января 2019 года проложено уже почти 400 км из 1230 км. Укладывают до 3,5 км труб в день. На 6 ноября 2018 года было уложено более 200 км трубопровода. К концу 2019 года газопровод будет построен и введён в эксплуатацию - он начнёт давать ещё 55 млн м3 газа в Европу. Трубы длиной 12 метров и весом 24 тонны сваривают на судне и после проверки ультразвуком опускают на дно моря - внутренний диаметр труб 1153 мм, толщина стенок 41 мм, изнутри и снаружи трубы обработаны специальным покрытием от коррозии. Требуется 200 тысяч таких труб на 2 нитки. Совокупная мощность двух ниток «Северного потока - 2» — 55 млрд куб. м газа в год. Таким образом, суммарная проектная мощность «Северного потока» и «Северного потока - 2» составляет 110 млрд куб. м газа в год. https://www.nord-stream2.com/ru/ 

23 декабря 2018 года трубоукладочное судно с динамическим позиционированием «Pioneering Spirit» присоединилось к флотилии судов для укладки газопровода «Северный поток-2» (Nord Stream-2) в исключительной экономической зоне (ИЭЗ) Финляндии. Pioneering Spirit продолжит укладку газопровода вслед за судном «Solitaire», работавшим в Финляндии с сентября 2018 года. Судно Solitaire направилось в южную часть ИЭЗ Швеции для укладки 510-километрового участка газопровода в ближайшие месяцы. Трубоукладочное судно Castoro Dieci завершило свой объем работ в Грайфсвальдском заливе в Германии. Судно Audacia продолжает укладку газопровода в территориальных водах Германии. Судно Solitaire ведет работы в исключительной экономической зоне Финляндии.

Реализация проекта «Северный поток-2» идет точно по графику. Компания Nord Stream 2 получила необходимые разрешения в четырех из пяти стран, пока кобенится и торгуется только Дания (175 км в их исключительной морской зоне), но её островок Борнхольм/Рённе (обсуждали с жителями заявку Nord Stream-2 от 10.08.2018 г. до 12.12.2018 г. - ожидаем решения) в море можно и обогнут стороной (ближе к Польше). И вот 30 октября 2019 года Дания разрешила прокладку гозопровода в своих водах по юго-восточному маршруту (это всего 147 км и проложат там трубу всего за 5 недель!!! Потом прокачка и подключение - примерно до 1 мая 2020 года). Работы ведутся в Швеции, Финляндии, Германии и России в соответствии с выданными национальными разрешениями. Ведутся строительные работы на береговых участках в России и Германии. Судно Audacia 22 декабря 2018 года завершило трубоукладочные работы в водах Германии. https://www.nord-stream2.com/ru/ 

29.11.2019 года трубоукладчики Pioneering Spirit и Solitaire встали на маршрут укладки «Северного потока-2» в датских водах со стороны Швеции. В статусе судов, который они передали по автоматизированной идентификационной системе (АИС), появилось указание, что они ведут специализированные трубоукладочные работы. Pioneering Spirit и Solitaire осуществляют одновременную укладку обеих ниток газопровода. Суда идут друг за другом на расстоянии более одной морской мили. Скорость обоих трубоукладчиков составляет 0,1 узла (более 5 километров в сутки – будут укладывать 147 км в 2 нитки), что соответствует скорости трубоукладки каждым из судов. Дойдут за 15 суток. У трубоукладчиков находятся суда обеспечения Oceanic и Fortitude, которые обеспечивают подводный мониторинг укладки газопровода.

Там поблизости, на о. Рюген, в Мукране, стоит российский трубоукладчик «Фортуна». Он может, в случае чего, закончить этот трубопровод. Только медленней (1,5 км в сутки) - для подстраховки дежурит, но у него нет автоматической системы позиционирования (устойчивости), а Дания запрещает таким судам там работать).

После прокладки трубопровода ещё нужна куча длительных технологических операций перед пуском. Откачка воды, пневмоиспытания на прочность, осушение, заполнение азотом, вытеснение азота газом и т. д. Несколько месяцев ещё нужно.

Газопровод EUGAL запустил только одну ветку из двух и на полную проектную мощность выйдет через год, но тут следует уточнить, что только около 80% газа, который будет доставляться по СП-2, пойдет по трубам EUGAL транзитом в сторону Чехии, а оттуда на австрийский газовый хаб Баумгартен. Остальные же порядка 20% по ответвлениям забирает сама Германия, а это где-то 11 млрд. кубометров.

Отсюда следует, что СП2 даже до окончания строительства второй нитки EUGAL, технически может прокачивать около 40 млрд. кубов газа. 29 ноября 2019 года EUGAL начали наполнять газом из СП-1 (это ход!!!).

Украинский транзит мог бы быть прекращён, т.к. срок его эксплуатации истекал 31 декабря 2019 года. Но поставки газа потребителям на Украину будут продолжены - подписан новый контракт, т.к. Северный поток-2 ещё не достроен. В декабре контракт подписан ещё на 5 лет: 65 млн м3 газа в 2020 году и по 40 млн м3 в последующие 4 года...

21.12.2019. Введённые американскими властями санкции против «Северного потока-2». Корабли-трубоукладчики швейцарской компании Allseas вышли из Балтийского моря, после того как глава компании получил удивительное по своей бестактности письмо от американских сенаторов. Сенаторы в грубой форме потребовали от главы Allseas «немедленно прекратить строительство газопровода», чтобы «не нарваться на испепеляющие американские санкции». В итоге подрядчик «испепеляющих санкций» на Балтике испугался и убыл восвояси, не довершив строительство до конца.

Угроза вступала в силу со дня подписания. Но давала компаниям-нарушителям целый месяц, чтобы свернуть работу над газопроводом. После этого швейцарский трубоукладчик Allseas остановил работу двух своих кораблей, которые строили "Северный поток-2". 

Для этой международной компании санкции болезненны - у нее много контрактов по всему миру. Поэтому скорее всего продолжать работу над газопроводом она уже не будет. Хотя пока Allseas их только приостановила и не свернула окончательно.

По официальной версии - в ожидании неких инструкций из США, как правильнее это сделать, чтобы не навредить природе. Что немного похоже на троллинг. Впрочем, не исключено, что швейцарцы еще какое-то время будут достраивать трубу, чтобы вывести ее в безопасную акваторию. 

В то же время очевидно, что санкции могли быть и серьезнее. Они введены против тех, кто юридически строит "Северный поток". А не тех, кто им пользуется или через чью территорию он пролегает. Подрядчика же всегда можно поменять. Вопрос только в сроках. 

Россия «не оставит без ответа американские санкции». Проводится анализ того, насколько американские санкции «могут повлиять на строительство газопровода».

Кто заменит швейцарскую Allseas на завершающем этапе строительства «СП-2»? Если возможность такой замены вообще?

Итак, на данный момент из акватории строительства подводного трубопровода выведены сразу три судна швейцарского подрядчика: Audacia, Pioneering Spirit и Solitaire. При этом
осталось проложить примерно 120 км трубы (две нитки на 47 и 70 км).

Проблема не является неразрешимой. Вместо судов швейцарской компании
делом займётся российский трубоукладчик (ТУБ) «Фортуна», которая была построена около 9 лет назад на одной из верфей Шанхая (Китай). На данный момент «Фортуна» находится в Германии – в порту, где ведётся разгрузка труб для «СП-2». Для «Фортуны» в качестве порта приписки выступает Гонконг, при этом она является основным трубоукладчиком «Межрегионтрубопроводстроя» (МРТС), который уже был задействован в работах по СП-2. Максимальная осадка – 9 м, валовая вместимость – 40 тыс. тонн. 

Но для «Фортуны» есть определённая проблема. Связана она с датскими требованиями экологической безопасности, под которые баржа-трубоукладчик якобы «не в полной мере подходит». Кроме того, эта баржа-трубоукладчик способна работать примерно втрое медленнее, чем швейцарский Pioneering Spirit – укладывать не более 1,5 км трубы в день.

Компании-подрядчики газопровода "Северный поток-2" должны полностью прекратить все работы над этим проектом до 20 января 2020 года, если не хотят попасть под американские санкции. Об этом говорится в опубликованном 27 декабря 2019 года в специальном разъяснении Госдепартамента.

"Намерение США заключается в том, чтобы остановить "Северный поток-2". Связанные со строительством компании должны завершить работы в течение 30 дней", - говорится в документе.

Госсекретарь США Майкл Помпео намерен подготовить и представить в Конгресс США подробный список европейских компаний, проигнорировавших этот ультиматум.

В Вашингтоне настаивают, что подобные ограничительные меры продиктованы исключительно необходимостью диверсифицировать энергетические поставки в Европу.

21 декабря 2019 года президент США Дональд Трамп подписал военный бюджет с санкциями против "Северного потока-2". Они направлены против европейских компаний-подрядчиков, которые задействованы в строительстве газопровода. В результате швейцарская Allseas, которая непосредственно занимается прокладкой труб по дну Балтийского моря, уже приостановила работу.

Если бы швейцарцы уже 28 декабря возобновили работы, то за оставшиеся 23 дня они смогли бы уложить 115 км трубы (5 км в день) из 117 км оставшихся… Но они этого не сделали...

 

Достроят ли газопровод?

Если швейцарцы окончательно откажутся строить трубопровод, то за дело возьмутся русские. 

У России есть два судна, которые могут вести работы по укладке труб. Это "Академик Черский" (2015 г.в.) для глубоководной укладки, и "Фортуна" (2011 г.в.) - для работ в прибрежных водах - она слишком чувствительна к волнам в открытом море, поэтому далеко от берега не уходит. Есть ещё две баржи трубоукладчика: "Дефендер" и "Гефест".

"Академик" стоял на Дальнем востоке у Владивостока - в порту Находка, откуда до Балтики около двух месяцев ходу. А вот "Фортуна" совсем рядом - в немецком порту Муркан

Швейцарцы были избраны потому, что могут прокладывать трубы по 3-5 километров за сутки. Российские же суда работают медленнее - полтора километра в день.

Кроме того, "Фортуна" не оборудована системой автоматического позиционирования на воде, наличие которой требуют датские власти для таких работ в территориальных водах страны.

Осложнят ситуацию и плохие погодные условия на Балтике, к которым российские укладчики более чувствительны - они просто меньше по размеру, поэтому подвержены качке (при этом в России уже многие задаются вопросом - что мешало России за все последние годы купить или построить судна-трубоукладчики, по параметрам аналогичные швейцарским - и вот вам: в 2016 году Газпромом куплен новенький "Академик Черский").

Таким образом, если швейцарцы могли сдать проект уже в январе 2020 года, то достройка российскими силами может затянуться до середины или даже до осени 2020 года. Плюс еще полтора-два месяца на заполнение газопровода топливом

Это значит, что при нынешнем санкционном режиме газопровод все равно построят максимум к осени. Если в США не придумают каких-то других мер воздействия на "Северный поток-2". 

Хотя дальше речь может идти уже разве что о масштабных секторальных санкциях против целых государств или системообразующих европейских компаний. Что может вызвать настоящую торговую войну между ЕС и США. Которым тоже есть, что терять на рынке Евросоюза. 

То есть, по времени реализация проекта сдвигается, но всё это происходит на фоне подписанного предварительного 5-летнего соглашения по прокачке газа через Украину с 1 января 2020 года - в 2020 году объёмы прокачки прописаны на уровне 65 млрд кубометров, что больше проектной мощности «СП-2», в остальные 4 года по 40 млрд кубометров. Таким образом, поставки российского газа в Европу сохраняются в прежних объёмах, что несколько снижает эффект от американских санкций. Для Украины, понятное дело, перемога, для США – некоторая отсрочка неминуемого: газопровод «СП-2» в любом случае будет достроен. Для России – выход из ситуации в непростых условиях.

Из-за угрозы санкций США трассу газопровода покинули трубоукладчики швейцарской Allseas. Сейчас судно Solitaire находится в 40 километрах от немецкого порта Мукран, который является логистической базой проекта. А вот крупнейший в мире трубоукладчик Pioneering Spirit, по данным Marinetraffic, взял курс на норвежский порт Кристиансанн. В самой компании заявили, что ждут разъяснений Минфина США.

До конца работ на датском участке оставалось уложить 47 километров первой нитки и около 70 километров второй (всего около 120 км). И до конца года трубоукладчики могли полностью уложить первую нитку в экономической зоне Дании, а на следующей неделе завершить и вторую.

Всего, как заявил пресс-секретарь оператора Nord Stream 2 AG Йенс Мюллер, осталось достроить 120 километров.

Если трубоукладчики Allseas не возобновят работы, то теоретически это может сделать российская компания АО «Межрегионтрубопроводстрой». Её баржа «Фортуна» уже вела строительство «Северного потока-2» у берегов России и находится сейчас в немецком порту Мукран. Правда, в этом случае работы займут больше времени и есть вопросы по допуску к работам со стороны датских властей. Как утверждают в S&P Global Platts, Копенгаген требует систем динамического позиционирования, а их у «Фортуны» нет. Они есть у краново-монтажного трубоукладочного судна «Академик Черский», которое принадлежит «Газпрому». По данным Marinetraffic, до 10 октября 2019 года оно находилось в Находке на модернизации, после чего перестало передавать данные по АИС (судно в феврале 2020 года должно направится к Балтике). https://www.vesselfinder.com/ru/vessels/AKADEMIK-CHERSKIY-IMO-8770261-MMSI-273399760  

Появился тендер Газпромфлота на закупку оборудования и запчастей для трубоукладчика "Академик Черский" на сумму более 110 млн рублей, итоги которого подведены 3 декабря 2019 года. Значит с 3 декабря 2019 года его готовили к 3-месячному переходу на Балтику...

Потому строительство однозначно будет завершено. Но вот сроки уже сдвигаются на несколько месяцев.

Основным вариантом достройки Северного потока-2 является использование российского судна-трубоукладчика "Академик Черский", который на 21 декабря 2019 года находился в Находке.

Однако, несмотря на то, что его "переброска" на Балтику займет 3 месяца, "Академик Черский" в настоящий момент сейчас проводит техническое обновление судна, которое позволит ему укладывать трубы на глубине до 200 метров.

Эти работы оцениваются по срокам примерно в 1,5 месяца. Поэтому в путь "Академик Черский" отправится не раньше февраля 2020 года.

Критично это или нет? Абсолютно нет, потому что в 2020 году Северный поток-2 не сможет заработать в любом случае из-за транзитного договора с Украиной, по которому Россия будет обязана прокачать не менее 65 млрд. кубометров через территорию этой страны в Европу.

Поэтому не так важно, когда Северный поток-2 будет введен в эксплуатацию: весной, летом или осенью.

Согласно текущим раскладам получается следующая арифметика:

  1.      Технические работы над судном – 1,5 месяца (они уже начались с 11 октября 2019 года...)
  2.      Дорога "Академика Черского" до Балтики – 3 месяца (в начале мая ожидаем на Балтике...)
  3.      Строительство газопровода (117 км, по 2 км в сутки) – 2 месяца
  4.      Пусконаладочные работы – 2 месяца

Итого полностью готов Северный поток будет не ранее, чем через 7 месяцев. То есть, к августу 2020 года.

Впрочем, сомневаться в том, что к 2020 году газопровод будет готов не приходиться.

9 февраля 2020 года судно-трубоукладчик "Академик Черский", которое будет достраивать газопровод «Северный поток-2», отправилось из владивостокского порта Находка в Сингапур (порт ЭТА) (5400 км=13 суток) - это данные навигационного портала Vesselfinder (там поиск судна по номеру IMO 8770261 и MMSI 273399760). Судно «Газпрома» прибудет в порт Сингапура 22 февраля 2020 года. Данные навигационного портала: - судно 2015 года сейчас имеет осадку 6,5 м (пустой) - до 10,7 м бывает с грузом, размеры 150х39 м, пока скорость 9,3 КН(узла) - это 17,2 км/ч, но его максимальная скорость бывает 17,9 КН (33,2 км/ч), а средняя - 11,94 КН (22,1 км/ч), ГТ 29513, IMO номер 8770261, ДЕДВЕЙТ 19061, MMSI 273399760. Потом через Индийский океан или вокруг Африки в Атлантический океан или сразу в Красное море/Суэцкий канал (+9100 км) – Средиземное море/Гибралтар (+3600 км) – Атлантический океан – Северное море – если пройдёт, то через германский Кильский каналПротяжённость канала - около 98 км, ширина - более 100 м, глубина - 11 м, оканчивается двумя шлюзами, иначе вокруг Дании + 600 км) – Балтийское море (+3900-600 км) – укладка СП-2!!!! 5400+9100+3600+3900=22000(-600) км=52 суток. Реальное время в пути из пройденного им ранее в мае-июле 2019 года (при ср.скорости 12,5 узлов (22,2 км/ч): от Сингапура-Роттердам (Нидерланды)=37 дней через Средиземное море/Суэцкий канал и 46 дней вокруг Африки, а от порта Роттердам ещё 800 км (до 2-х дней) до точки на Балтике (реально это будет начало мая месяца). Итак: 13+37+2=52 дня или 13+46+2=61 день. Отслеживаем его движение на навигационном портале "Vesselfinder" (там поиск судна по номеру IMO 8770261 и MMSI 273399760).

24 февраля 2020 года, по данным сервиса отслеживания данных судовых автоматических идентификационных систем (AIS) Vessel Finder, трубоукладчик прошёл мимо Сингапура через Малаккский пролив и следует дальше. В качестве новой цели в AIS указана столица Шри-Ланки Коломбо (он не пошел на Джакарту, а значит пойдёт через Красное море и Суэцкий канал) - трубоукладчик держит курс на Балтику (завершение строительства газопровода "Северный поток – 2"). Данные службы капитана морского порта Находка - судно отошло 9 февраля от пирса №2 Находкинского судоремонтного завода с пунктом назначения Калининград.

На 6 марта 2020 года судно находилось под островом Шри-Ланка (в 80 км от порта Galle).

Судно НЕ ПОЙДЁТ через порт As Suways Суэцкого канала.

На 17 марта 2020 года судно находится на севере Мадагаскара (в 200 км от Анциранана) и идёт на Южную Африку в Атлантический океан (в обход пошло, по длинному маршруту+9 дней!). 9 февраля + 61 день = 10 апреля, но явно задержится до середины мая???

23 марта судно будет в порту Мапуто (самый юг Мозамбика), впереди порт Кейптаун (ЮАР).

Через 8 дней прошло порт Кейптаун на юге ЮАР.

29 марта судно обогнуло ЮАР прошло порт Аукватова и вошло в воды Намибии.

Далее, ещё через 35 дней ожидается в проливе между Лондоном и Парижем.

2 апреля судно проходило в центре берегов Анголы.

2 апреля стало известно, что к укладке трубопровода присоединится еще одно судно — нидерландский корабль Flintstone, который будет проводить технические работы. Таким образом, каменной засыпкой занимаются уже четыре нидерландских судна и одно кипрское. Россия уже не торопиться и в спокойном темпе закончит строительство газопровода. Завершить укладку газопровода планируется до конца 2020 года. Тем более что работы по строительству не прекращались, а на данном этапе производится укладка балласта на трубы, а также ведется постройка наземной инфраструктуры....

9 апреля судно вошло в воды Либерии. Через 12 дней оно прибудет в Роттердам. Средняя скорость 12,5 КН(узла) - это 23 км/ч.

21 апреля судно проходит мимо Гибралтарского пролива и подходит к Португалии. Впереди пролив между Лондоном и Парижем.  

24 апреля судно проходит мимо Франции. Впереди пролив между Лондоном и Парижем. Далее Роттердам... 

4 мая судно прибыло в русский порт Балтийск Калининградской области. Через несколько дней оно приступит к работе по укладке трубы (сейчас происходит его дооборудование). https://www.vesselfinder.com/ru/?imo=8770261  

28 мая 2020 года трубоукладчик "Газпрома" "Академик Черский" вышел из германского порта Мукран (там находится логистический терминал проекта строительства "Северного потока 2").

Сейчас судно бросило якорь примерно в четырех милях (6,4 км) к юго-востоку от порта.

Место "Академика" у главного терминала с железнодорожной инфраструктурой порта Мукран заняла трубоукладочная баржа "Фортуна" "Межрегионтрубопроводстроя". Это якорная баржа с 12-точечной системой позиционирования для строительства морских подводных трубопроводов.

В Мукран "Академик Черский" пришел 7 мая из территориальных вод России, где он стоял на рейде порта Балтийск несколько дней после перехода из Находки. Там судно пополнило запасы топлива, провизии и воды, а также взяло на борт дополнительных членов экипажа. Трубоукладчик "Газпрома" "Академик Черский" ушел с якорной стоянки и ошвартовался в немецком порту Мукран.

"Академик Черский" встал у самого большого по протяженности причала, на котором имеется железнодорожная колея, в том числе и российской ширины. На соседних причалах стоят российская трубоукладочная баржа "Фортуна" и немецкое судно Boka Constructor, которое определяется как очень крупный и мощный дноуглубитель.

Известно, что в Мукране находится логистический терминал проекта строительства "Северного потока 2".

Краново-монтажное трубоукладочное судно "Академик Черский" будет использовано для достройки газопровода "Северный поток 2" в Балтийском море, т.к. строительство магистрали силами европейских подрядчиков было остановлено из-за санкций америкосов.

 

По данным Российского морского регистра судоходства, "Академик Черский" оснащён системой динамического позиционирования максимального класса 3 (DYNPOS-3). Это единственный российский #трубоукладчик с подобной системой. Судно построено в Китае в 2015 году и с 2016 года передано владельцу судна – российской компании "Газпром флот".

"Газпром флот" продолжает конкурсные процедуры по подготовке судна к дооснащению. 5 февраля 2020 года был выбран победитель конкурса на дооснащение судна оборудованием для сварки, автоматического звукового контроля, изоляции стыков трубопроводов и монтажа оконечных устройств.

19 февраля "Газпром флот" объявил процедуру отбора подрядчика на оказание услуг по страхованию строительно-монтажных работ при дооснащении судна сварочным и технологическим оборудованием. Компания намерена застраховать судовое #оборудование, а также ответственность при выполнении судостроительных работ. Срок страхования – 12 месяцев. Подведение итогов отбора запланировано на 3 марта 2020 года.

При дооснащении (займёт не один месяц) учитывается, что судно готовится и к обустройству Киринского газоконденсатного месторождения с возможностью дальнейшего привлечения на Южно-Киринском месторождении. Оба #месторождения относятся к проекту "Сахалин – 3" в Охотском море.

 

Система динамического позиционирования — (dynamic positioning system) — система, предназначенная для удержания судна в заданной позиции или области и (или) на заданном курсе, его перемещения на небольшие расстояния, следования вдоль заданного маршрута автоматически с высокой точностью посредством использования судовых движителей и подруливающих устройств.

Международная морская организация даёт следующее определение: «Система динамического позиционирования — это система, которая автоматически контролирует судно для удержания его позиции и курса исключительно посредством активного использования судовых движителей».

Для управления судном, оснащенным системой динамического позиционирования, необходимо получение сертификатов.

Allseas Group SA - крупнейший мировой подрядчик, специализирующийся на укладке подводных трубопроводов, монтаже и демонтаже морских платформ и подводном строительстве. 
Компания была основана в январе 1985 года Эдвардом Хеерема, сыном Питера Шельте Хеерема, основателя всемирно известной голландской морской строительно-монтажной компании Heerema Marine Contractors.
Укладку труб газопровода «Северный поток-2» производили сразу три трубоукладочных судна – Pioneering Spirit, Solitaire и Audacia. Все они уникальны и не имеют аналогов. Остоановлюсь на одном из них -  Pioneering Spirit,.

Pioneering Spirit — крупнейшее в мире судно, предназначенное для монтажа, демонтажа и перевозки морских буровых платформ, а также для прокладки подводных трубопроводов. Водоизмещение этого гиганта 900 000 т, длина 382 м, ширина 123,75 и, а экипаж - 571 человек. Для сравнения водоизмещение единственного российского авианосца "Адмирал Кузнецов" 61 000 т., длина 270 м, ширина 72 м.

Есть нечто подобное лишь в Китае, но китайский трубоукладчик гораздо меньше и никогда не укладывал трубы столь большого диаметра (1,4 м).

Для завершения работ осталось проложить около 120 км труб из 1 230 км. Но вот загвоздка - сделать это пока нечем и некому. 

Общая стоимость "Северного потока-2" с учетом инфраструктуры, необходимой на российской территории, составит свыше 40 миллиардов евро. Европейские участники проекта профинансируют только 9 миллиардов из этой суммы. Цифра в 9 миллиардов часто фигурирует в прессе как конечная стоимость газопровода, но эта сумма покрывает расходы только на строительство подводной части по дну Балтийского моря. Основную же долю в 31 миллиард евро "Газпром" платит из собственного кармана, вернее, за счет государственного бюджета России.


Понятно, что на Россию американские санкции не действуют - их просто не замечают в России.

В СМИ появилось сообщение - Газпром нашел альтернативу ещё в начале 2016 года. Оказывается, одно из двух судов-
трубоукладчиков "Академик Черский", построенных в Шанхае, выкупил наш "Газпром". Но, добраться из порта Находка до Балтийского моря это судно сможет лишь через 3 месяца и его перепрофилируют на другую "трубу" (он укладывает трубы до 1,52 метра, а здесь всего 1,2-1,4 метра).

Основные характеристики "Академика Черского": https://www.vesselfinder.com/ru/vessels/AKADEMIK-CHERSKIY-IMO-8770261-MMSI-273399760 
Дедвейт, т...............12 000
Длина наибольшая, м..............150
Ширина наибольшая, м..............36,8

Pipe Layer, IMO: 8770261, MMSI: 273399760



Для сравнения:
Водоизмещение Pioneering Spirit - 900 000 т, длина 382 м, ширина 123,75 м.

О судне «Черский»: https://zen.yandex.ru/media/id/5d433d12f73d9d00aea069c8/akademik-cherskii-sudno-kotoroe-budet-dostraivat-severnyi-potok2-5dffdf77ddfef600afa5dd88


P.S. Судостроительная отрасль России может принять заказ на такой трубоукладчик, но на его проектирование потребуется до двух лет, а на строительство — до четырех. Итого 6 лет!
К сожалению, это для нас будет, как всегда, что-то сделанное с нуля, поэтому в меньшие сроки мы не уберемся. Хотя, ледокол "Ленин" построили за три года и где-то полтора-два года проектировали.
https://www.interfax.ru/russia/689176

Надо отдать должное российским кораблестроителям. А дальше, что
после укладки 100 км труб он будет никому не нужен?
 

Академик Черский: судно, которое будет достраивать Северный поток-2

23.12.2019 г.

У России не остается никаких других вариантов, кроме как продолжить строительство газопровода Северный поток-2 при помощи судна-трубоукладчика "Академик Черский". Что о нем известно?

Трубоукладчик "Академик Черский" (самоходный): - https://www.vesselfinder.com/ru/vessels/AKADEMIK-CHERSKIY-IMO-8770261-MMSI-273399760 

У России есть два корабля, которые способны прокладывать газопровод: "Фортуна" и "Академик Черский". Что касается "Фортуны" - то это баржа, которая не имеет собственного хода и работает исключительно в прибрежной зоне государств. Скорость укладки - 1,5 км/сутки при нормальной погоде, чего на Балтике в зимнее время случается редко. Изготовлено судно в 2015 году.

Баржа-трубоукладчик "Фортуна" (НЕсамоходная):

В теории, "Фортуна" могла бы продолжить строительство Северного потока-2, поскольку глубина на его датском участке невелика. Однако корабль не имеет специальной системы динамического позиционирования. Согласно датским законам, корабли обязаны обладать такой системой.

Остается один вариант - "Академик Черский" и он находится в порту Находка на Дальнем Востоке. Некоторое время назад он вел работы в Охотском море на другом санкционном объекте - "Сахалине-3". Путь до Балтики займет примерно 3 месяца.

"Академик Черский" обладает всеми необходимыми качествами, чтобы продолжить работы над Северным потоком-2. В отличие от "Фортуны" он является полноценным кораблем. "Академик Черский" когда-то был проектным "Джексоном 18".

"Газпром" приобрел это судно в 2016 году на случай возникновения санкционных проблем. Что, в общем-то и случилось. Корабль новый. Был заложен в 2011 году в Сингапуре по заказу одной нигерийской компании. В 2015 году его выкупил АО "Межрегионтрубопроводстрой", который владеет и судном "Фортуна". Компания по заказу "Газпрома" дооборудовала судно в полноценный новый трубоукладчик.

Основные характеристики: Валовая вместимость 29513 тонн, тоннаж 11036 тонн. Длина 150 метров, ширина 30 метров, осадка 6,3 метра. Максимальная записанная скорость 7,5 узлов (14 км/ч), а реальная максимальная ходовая скорость 17,9 узлов и средняя 12 узлов - это 22 км/ч). Площадь палубы составляет 1800 м2. Экипаж (нормативный) 400 человек.

Нет информации о том, насколько быстро "Академик Черский" сможет укладывать трубу Северного потока-2. Но даже если взять за образец 1,5 км/сутки, что может "маленькая" "Фортуна", то "Академик Черский" сможет справиться примерно за 2 месяца. Еще 3 месяца займет путь до Балтики и пусконаладочные работы. Итого - 7 месяцев.

«Газпрому» придется достраивать газопровод самостоятельно. У компании есть собственный трубоукладчик «Академик Черский», который может укладывать трубы диаметром до 1,5 метра, то есть способен положить и трубы для «Северного потока-2», чей максимальный диаметр с обетонированием достигает 1,4 метра. Сейчас судно находится в Находке и если выйдет из порта в ближайшее время, сможет прибыть на Балтику примерно через 3 месяца.

Кроме того, в строительстве «Северного потока-2» уже принимала участие компания «Межрегионтрубопроводстрой» (МРТС) с трубоукладочной баржей «Фортуна». Это судно в 2018 году уложило первые 13 км обеих ниток газопровода в территориальных водах России. Баржа в целом предназначена для работы в прибрежных водах, она плоскодонная, то есть более чувствительна к волнению моря и непогоде, чем морские суда Allseas. Тем не менее технически она способна укладывать трубы «Северного потока-2» на глубину до 200 метров, что было бы достаточно для завершения проекта. В отличие от «Академика Черского», баржа «Фортуна» находится в паре дней пути от места возможных работ — в немецком порту Мукран. В «Газпроме» отказались от комментариев.

Суда-трубоукладчики не ушли, а расположились неподалеку от немецкого порта Мукран, чтобы выгрузить трубы, которые не успели использовать при укладке «Северного потока — 2» в датской экономической зоне. До конца работ оставалось уложить 47 километров первой нитки и около 70 километров второй. 

Датский участок оставался последним, где не уложили балтийский газопровод общей протяженностью двух ниток 2500 километров. И до конца 2019 года трубоукладчики могли полностью уложить первую нитку в экономической зоне Дании, а на следующей неделе завершить и вторую. Этим и объясняется спешка американских законодателей и Белого дома, в том числе о том, что значит срок 30 дней, когда можно завершить работы.


Компания Allseas могла бы завершить укладку газопровода уже в январе 2020 года, поскольку Pioneering Spirit вел ее со скоростью 5 км в день, а Solitaire — 3 км. Если теперь швейцарская компания вынуждена будет свернуть операции, а прокладку продолжит только менее мощная «Фортуна», сроки завершения проекта увеличатся. Так, «Фортуна» может укладывать такую трубу со скоростью около 1,5 км в день, что потребует около трех месяцев для завершения прокладки обеих ниток. Однако, учитывая сложные погодные условия на Балтике зимой, «Фортуна», вероятно, не сможет работать непрерывно в этот сезон, как это удавалось втрое большему по размеру двухкорпусному Pioneering Spirit. Таким образом, срок ввода газопровода — середина 2020 года — и казавшийся несколько пессимистичным, теперь выглядит вполне вероятным. После завершения прокладки трубы необходимо еще провести ее испытания и заполнение газом, на что уйдет, вероятно, 1,5–2 месяца.

Ввод первой нитки «Северного потока-2» уже в 2020 году и его выход на полноценную эксплуатацию в 2021 году.

Этот график был изначально понятен при реализации проекта и связан с тем, что приемная инфраструктура на территории Германии (газопровод Eugal) будет полностью готова только к осени 2020 года. Отметим, что в 2018 году транзит через Украину составил 88 млрд кубометров.

 

19 мая 2016 года. Газпром обходит санкции с помощью судна "Академик Черский" ценой в 1 млрд долларов.

Газпром купил трубоукладочное судно, которое позволит ему самому строить морские газопроводы без оглядки на западные санкции. До сих пор Россия нанимала для таких работ иностранных подрядчиков. Как новое судно «Академик Черский» поможет обойти санкции в Охотском море и может ли оно быть использовано в проекте «Северный поток-2»?

Газпром подтвердил курсирующий на рынке слух о покупке компанией трубоукладочного судна Jascon 18 (новое название «Академик Черский»). Это судно позволит Газпрому самому строить морские газопроводы без оглядки на международные санкции.

Газпром построил судно для ведения трубоукладочных работ и работ на шельфе. Есть теперь такая возможность у Газпрома. В планах использовать его на Южно-Киринском блоке Охотского моря в ближайшее время. Оно может быть использовано не только как укладочное судно, но и как кран для монтажа тяжелых конструкций.

Строительство 150-метрового судна Jascon 18 заказала в 2011 году компания Sea Trucks Group Limited (STG) в качестве многоцелевого вспомогательного строительного судна. В мае 2015 года STG продала одно из своих строящихся судов неназванному покупателю. Сделка была покрыта завесой тайны, которую Газпром наконец приоткрыл, подтвердив покупку Jascon 18 с целью модернизации под судно-трубоукладчик.

Оно было продано российскому Межрегионтрубопроводстрою. МРТС – это единственная в России компания с экспертизой строительства морских трубопроводов. Эта компания не является «дочкой» Газпрома, однако их связывают давние и тесные деловые отношения. Более того, именно Газпром выступил в апреле прошлого года поручителем перед Газпромбанком за МРТС по кредитной линии на 1 млрд долларов. Именно эти деньги, скорее всего, и пошли на покупку судна. Это серьезная сделка, учитывая, например, что строительство двух ниток «Северного потока-2» оценивается в 10 млрд евро. С экономической точки зрения такая покупка не совсем выгодна. Однако для того, чтобы убрать политические риски при реализации трубопроводных проектов, сделка более чем оправданна.

Шельфовый проект

Сам Газпром говорит, что судно будет использоваться на Южно-Киринском блоке Охотского моря. Именно Южно-Киринское месторождение в Охотском море (разрабатывается в рамках проекта «Сахалин-3») отдельным списком попало под санкции США. В этом нет ничего удивительного, ведь Киринское газоконденсатное месторождение должно стать ресурсной базой для строительства «Силы Сибири – 3». А это третий – дальневосточный – маршрут поставок газа в Китай, который сейчас обсуждается наравне с восточным («Сила Сибири – 1») и западным («Сила Сибири – 2», или бывший трубопровод «Алтай»).

Все эти трубопроводы помогают России диверсифицировать систему поставок и снижают зависимость от необходимости продавать газ только в Европу. Если Россия получит альтернативу европейскому газовому рынку в виде китайского, то ослабить ее путем выдворения из Европы уже не получится.

Важность дальневосточного маршрута для КНР в том, что он более короткий, и это позволяет снизить стоимость газа. Решение по нему пока не принято. Однако этот проект экономически более обоснованный, чем поставки топлива по т. н. западному маршруту. Западный маршрут имеет огромную ресурсную базу на 180 млрд кубометров газа – это его главный плюс. Но китайцы ставят под сомнение рентабельность этого проекта. Строительство газопровода слишком дорого, выше среднемировой цены для таких проектов в 1,5 млн долларов за километр. Китай же покупать более дорогой газ не готов.

В июне Владимир Путин посетит Китай, предполагается, что как раз с целью подписания соглашения о поставках топлива по второму маршруту. Но не исключается, что в итоге КНР выберет вместо западного маршрута более привлекательный дальневосточный (то есть вместо второй «Силы Сибири» – третью). В этом плане покупка собственного судна-трубоукладчика для разработки месторождения, с которого сможет получать газ Китай, более чем оправданна.

Это судно вкупе с двумя собственными буровыми установками позволит Газпрому разработать Южно-Киринское месторождение без оглядки на санкции.

Программа развития флота для разработки шельфовых запасов реализуется уже давно. Несколько лет назад Газпром заказал и финансировал строительство двух платформ – «Полярная звезда» и «Северное сияние», которые существенно облегчили ему работу в Охотском море и выполняют заказы на том же шельфе Вьетнама. Оказалось, что это было неплохое вложение, особенно с учетом появившегося санкционного давления.

«Полярная звезда» и «Северное сияние» – это плавучие полупогружные буровые установки 6-го поколения, способные проводить бурение скважин глубиной до 7500 м при глубине моря от 70 до 500 м и температуре наружного воздуха до минус 30 градусов. На прошлой неделе Газпром сообщил, что обе установки находятся на рейде в Татарском проливе, где проверяется готовность к предстоящему буровому сезону.

В этом году «Полярная звезда» и «Северное сияние» продолжат строительство скважин на Киринском газоконденсатном месторождении. Экипажи полностью укомплектованы российским персоналом. Таким образом, теперь Газпром может самостоятельно не только бурить, но и проводить трубоукладочные работы на континентальном шельфе.

«Северный поток – 

Газпром не говорит об использовании судна «Академик Черский» (Jascon 18) для укладки труб в рамках строительства «Северного потока – 2». Однако исключать такую возможность нельзя.

Раньше для строительства морских газопроводов России приходилось нанимать исключительно иностранных подрядчиков. Например, «Северный поток» в свое время прокладывали по Балтийскому морю итальянская Saipem («дочка» итальянского нефтегиганта ENI) и швейцарская Allseas, «Голубой поток» в Турцию – Saipem, а трубопровод Джубга – Лазаревское – Сочи – румынская Grup Servicii Petroliere. Морскую часть «Южного», а потом «Турецкого потока» должны были также строить итальянцы вместе со швейцарцами. Но после заморозки проектов Saipem начала судиться с Газпромом, выставив претензии на 760 млн евро в связи с отказом России от «Южного потока».

Неофициально сообщалось, что Газпром хочет предложить итальянскому трубопрокатчику новый контракт, чтобы урегулировать эти претензии. Речь шла о строительстве морской части «Северного потока – 2». Газпром как раз объявил крупнейший международный тендер для определения подрядчиков по трубоукладке «Северного потока – 2». Подача заявок завершится в июне, а итоги будут подведены в течение этого года.

Если раньше в качестве подрядчика логичной смотрелась итальянская «дочка» ENI, то теперь Saipem уже не кажется однозначным победителем тендера. Заполучив судно-трубоукладчик, Газпром теперь может и сам взяться за работы. Это позволяет не зависеть от иностранных подрядчиков, на которых могут надавить США. К тому же итальянская Saipem сейчас занята другим проектом – строительством Трансадриатического газопровода (ТАР), который Вашингтон поддерживает всеми руками. Именно эта труба получила полный комплекс преференций, в которых в свое время отказали «Южному потоку».

Что касается «Северного потока – 2», то, несмотря на выступления ЕК вслед за США против этого проекта, кроме слов, судя по всему, у них нет объективных возможностей запретить этот проект. В отличие от «Южного потока», «Северный поток – 2» не проходит по европейской территории, а значит, энергетические нормы ЕС на него не распространяются. И ЕК крайне сложно найти лазейку для запрета трубы, не подставив при этом себя и всю европейскую правовую систему. Ведь тогда придется признать, что они допустили строительство аналогичного «Северного потока – 1» с нарушениями, его придется закрыть, а это, ко всему прочему, создает огромные риски для энергетической безопасности Европы.

Отсутствие правовых оснований остановить «Северный поток – 2» резко повышает риски того, что США будут давить на иностранных партнеров Газпрома по проекту, в том числе через европейских трубоукладчиков.

Потенциально это судно может быть использовано в процессе строительства «Северного потока – 2». Но комплексная прокладка трубопровода – это не только наличие судна, это также компетенции, люди и технологии, лицензии, дополнительное оборудование. Сам Газпром говорит всего лишь о шельфовом использовании. Поэтому при прокладке труб по дну Балтийского моря в той или иной мере, но придется привлекать иностранцев.

Сейчас объявлен конкурс на большую часть маршрута «Северного потока – 2» – кроме прибрежных зон, возможно, что как раз прибрежные зоны могут быть выполнены за счет собственных сил. Здесь важны характеристики судна, трубы какого диаметра оно может укладывать.

Как минимум «Академик Черский» может стать подстраховкой для проекта. Главное, эта сделка показывает, что на каждое действие Запада находится противодействие.

Покупка судна для минимизации санкционных и политических рисков – это правильная стратегия. Потому что в любой момент санкции могут расширить. Например, сейчас в санкциях речь идет о запрете работы на глубоководных месторождениях глубиной моря больше 150 метров, а у вас, допустим, глубина 140 метров. Чтобы купить оборудование, вам придется доказать этот факт, доказать, что оборудование не будет использоваться на санкционных объектах. Все это существенно осложняет весь процесс торговли.

Кроме того, сегодня вы заказали оборудование (не попадающее под санкции), а завтра они взяли и глубину уменьшили до 100 метров. И даже если оборудование успели поставить, обслуживать его поставщик уже не сможет. Заменить оборудование – это уже очень дорого, а найти аналогичного поставщика, готового его обслуживать, сложно, потому что все это защищено патентами, лицензиями и т. д. Это все угроза для надежного функционирования. 

Морскую глубинную трубоукладку сегодня во всем мире ведут фактически лишь две специализированные компании-«чемпионы»: швейцарская Allseas Group и итальянская Saipem, а остальные, даже нефтегазовые гиганты, выступают «на подпевках». Ну, а благодаря антироссийским санкциям США такая уникальная компания может неожиданно появиться и в России – ведь газопровод «Северный поток-2» действительно достроят в 2020 году и очень быстро – ведь речь сейчас идет исключительно о выборе наиболее экономически правильной и быстрой схемы достройки. 

И вот тут возникает простой вопрос: а стоит ли России сознательно растить компанию-«чемпиона» у себя дома с двумя современными трубоукладчиками: несамоходная мелководная трубоукладочная баржа «Фортуна» (2011 г.в./Китай, крановое/трубоукладочное судно с системой балластировки, размер 169х46 метров, осадка 5-9 метров, вместимость почти 40 000 тонн, порт приписки «Гонконг») и самоходный глубинный трубоукладчик «Академик Черский» (2015 г.в.) – или ждать очередного «жареного петуха»? Есть ещё у нас в Мурманске МРТС «Дефендер» (2004/2008/2009 г.в., понтон, трубоукладочная баржа с системой балластировки, размер 135х40 метров, осадка 2,2-4,3 метра, вместимость 13 512 тонн) и многофункциональная баржа «Гефест» (2005 г.в., трубоукладочная баржа с системой балластировки, размер 91х27 метров, вместимость 4 179 тонн).

Подробнее о наших трубоукладчиках: http://xn--l1aidd.xn--p1ai/wp-content/uploads/2019/01/Fleet_ru_small.pdf и http://xn--l1aidd.xn--p1ai/%D1%84%D0%BB%D0%BE%D1%82/%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B1%D0%BE%D1%83%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%B1%D0%B0%D1%80%D0%B6%D0%B0-%D1%84%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%83%D0%BD%D0%B0/

 

ТУБ «Фортуна» – это якорная баржа с 12-точечной системой позиционирования для строительства морских подводных трубопроводов. Построеная в Шанхае баржа оснащена краном грузоподъемностью 1 600 тонн, трубоукладочным оборудованием для труб 4”-60”, одним краном «Kobelco CKE 2500» грузоподъемностью 250 тонн и штатным судовым краном с левого борта судна грузоподъёмностью 40 тонн. В зависимости от характеристик трубопровода возможна его укладка на глубину до 200 метров. Трубоукладочная линия состоит из продольного и поперечного конвейеров для подачи труб, 2-х  натяжителей трубопровода по 100 тонн каждый, устройства для центровки труб с помощью внутреннего центратора, 6-ти сварочных постов, 1 поста неразрушающего контроля / ремонта, 3-х постов изоляции, 1 поста установки анодов. Управление трубоукладочными операциями производится с центрального пульта. Для производства технологических захлёстов на барже установлены 6 бортовых кран-балок (2х90 тонн и 4х75 тонн). При необходимости имеется возможность установки на судне штатного крана грузоподъёмностью до 2,5- 3 тысяч тонн.

«Фортуна» – флагман трубоукладочного флота «МРТС», слово «флагман» одновременно означает и командующего флотом, и лучший во флоте корабль, и лидера, ведущего, передового в какой-либо области. Не  удивляйтесь, но бoльшая часть этих значений применима к трубоукладочной барже «Фортуна» – флагману флотилии АО «МРТС» и всего трубоукладочного флота России. Это действительно самое новое, крупное и современное судно среди российских трубоукладочных барж (ТУБ). Судите сами: длина баржи составляет 169 метров, ширина – 46 м, высота 13,5 м, осадка судна от 5 до 11 метров, полное водоизмещение: 39 989 тонн. «Фортуна» оснащена 12-якорной системой позиционирования с якорями весом по 20 тонн. Для снабжения «Фортуны» электроэнергией работают четыре генератора по 2 500 КВт каждый. А для поддержания бесперебойной связи, обеспечения баржи телевидением и высокоскоростным интернетом на ней установлена спутниковая антенна. Отдельного описания заслуживает подъемное оборудование судна, состоящее из гусеничного крана грузоподъемностью 250 тонн и штатного судового крана с левого борта судна грузоподъёмностью 40 тонн. Но и это еще не все! В 2012 году на баржу был установлен кран грузоподъемностью 1 600 тонн (300 тонн на 72 м). При необходимости имеется возможность установки на судне штатного крана грузоподъёмностью до 2,5-3 тысяч тонн. Практически, кран на 1 600 тонн превращает баржу в тяжелое крановое судно, которое может участвовать в морском и прибрежном строительстве или обустройстве подводных месторождений. Например, с помощью этого крана «Фортуна» может опускать на дно манифольды, перегружать элементы буровых платформ, устанавливать отгрузочные терминалы. Установленные краны позволяют судну перегружать оборудование прямо в открытом море, и в том числе такие расходные материалы, как, например, катушки шлангокабеля, которые весят по 350 тонн. Эта особенность «Фортуны» позволяет значительно сократить расходы на логистику, увеличить скорость укладки трубопроводов, а также уменьшить сроки реализации проекта в целом, так как фактически, одно судно выполняет сразу две функции – трубоукладочной баржи и тяжелого крана.

Теперь остановимся на основном функционале баржи. ТУБ оснащена трубоукладочным оборудованием для труб 4”-60” (до 1,52 метра) и благодаря двум натяжителям трубопровода мощностью по 100 тонн каждый она может укладывать трубопровод на глубинах до 200 метров, что позволяет ей вести работы по освоению шельфовых месторождений. Трубоукладочная линия состоит из поперечного конвейера, который подготавливает и подает трубы на сварочные посты продольного конвейера, на котором ведутся работы по сварке, контролю и изоляции швов. Важную роль в этом процессе играет устройство для центровки свариваемых труб, которое сводит торцы труб с точностью до 1 мм, что дает возможность производить качественный сварной шов. На «Фортуне» расположены шесть сварочных постов, один пост контроля и ремонта, два поста изоляции, один пост установки анодов. Чтобы начать укладку трубопровода, ТУБ подходит к берегу как можно ближе, становится на якоря и либо вытягивает трубу лебедкой с суши на баржу, либо наоборот, трубопровод наращивается на барже и вытягивается на берег. После пересечения трубопроводом береговой линии баржа начинает его укладку на дно так называемым S-образным методом.

Несколько слов о том, как это происходит. Вначале осуществляется визуальный контроль труб, находящихся на борту баржи, на наличие дефектов, а также замеры на соответствие нормам. Затем трубы при помощи крана перемещают в сварочную галерею, где они попадают на технологическую линию, на которой происходит демонтаж защитной бетонной обечайки, покрывающей трубы для защиты от внешних воздействий. После этого трубы поступают на поперечный конвейер, на котором производится зачистка и подготовка кромок при помощи торцевальной машины и индукционный прогрев труб до 150° С. Затем трубы помещаются вдоль линии сборки, проходящей по длине баржи. Вдоль этой линии расположен ряд сварочных постов, где работают квалифицированные сварщики на сварочных машинах последнего поколения. На первом посту происходит сборка и центровка стыка, а также сварка корневого шва. Остальные, заполняющие и завершающий облицовочный слои сварного соединения, последовательно выполняются по мере того, как стык перемещается по технологической линии. После завершения сварочных работ производится неразрушающий контроль шва с использованием оборудования для автоматического ультразвукового контроля. Если дефектов не обнаружено, на последующих постах приступят к очистке сварного стыка пескоструйной машиной для того, чтобы подготовить трубу для антикоррозийной изоляции и заполнения межстыкового пространства пенополиуретаном. По мере того, как каждая труба проходит сварочный участок, посты контроля и изоляции, она становится частью трубопровода, который спускается с кормы в воду, по наклонной раме, называемой стингером. Стингер поддерживает трубу до некоторого расстояния под водой и направляет ее под небольшим углом на морское дно, придавая ей плавный изгиб в  виде буквы S.

С увеличением длины трубопровода баржа протягивается вперед на якорях, каждый раз на несколько метров, опуская под воду очередной участок готового трубопровода. Во время укладки труб водолазы постоянно инспектируют стингер и трубопровод. Они следят за отсутствием препятствий на морском дне, правильной укладкой трубопровода и надлежащим положением стингера. Благодаря тому, что работа ведется на всех постах одновременно, баржа способна укладывать не менее 1,5 км трубопровода в сутки, а это значит, что проекты с участием «Фортуны» могут быть завершены в короткие сроки. Учитывая короткую арктическую навигацию и погодные условия в районах, в которых работает «Фортуна», это важное качество. На данный момент ТУБ «Фортуна» уложила более 100 км трубопровода на таких проектах, как «Обустройство Киринского газоконденсатного месторождения» и укладка трубопровода Сахалин-Хабаровск-Владивосток, укладка 13 км «Северного потока-2». 

ТУБ «МРТС Дефендер» – это якорная баржа с 10- точечной системой позиционирования, предназначенная для строительства морских подводных трубопроводов. Баржа построена компанией АО «МТРС» в 2006 году и модернизирована в 2009 году. ТУБ «МРТС Дефендер» оснащена трубоукладочным оборудованием для труб 6” – 60”, двумя кранами «Kobelco CKE 2500» грузоподъемностью 250 тонн каждый. В зависимости от характеристик трубопровода возможна его укладка на глубину до 150 метров. Трубоукладочная линия состоит из продольного и поперечного конвейера для подачи труб, двух натяжителей трубопровода по 100 тонн каждый, устройства для центровки труб с помощью внутреннего ценратора, 6-ти сварочных постов, 1 поста контроля / ремонта, 2-х постов изоляции. Управление трубоукладочными операциями производится с центрального пульта. Для производства технологических захлёстов на барже установлены 6 бортовых кран-балок грузоподъёмностью по 75 тонн каждый. 

Несамоходная баржа «Гефест» является технологической баржей с 8-ми точечной системой позиционирования, штатным бункером для засыпки щебня. На барже установлен кран «KOBELKO CKE 2500» грузоподъёмностью 250 тонн для работы с трубозаглубителем. Установлены бортовые давитсы для проведения технологических захлёстов и лебёдка для протаскивания трубопровода с берега в море.

АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО МЕЖРЕГИОНТРУБОПРОВОДСТРОЙ строительство подводно-технических объектов.

09.01.2020. В планах достройки трубы СП-2 с конца 2019 года произошли существенные изменения.

Первая новость.

Датский регулятор дал предварительное заверения, что в принципе не возражает против использования трубоукладчиков с якорным позиционированием на достройке трубы в своей экономической зоне.

Прямо сейчас обсуждаются условия этого использования. Датчане настаивают на работе только при волнении моря не более двух баллов и силе ветра не более 8 метров в секунду, а также постоянном наличии двух страховочных морских буксиров по бортам платформ работающих на укладке.

После достижения принципиальных договоренностей датский регулятор должен будет оформить эти изменения в правила официально и тогда можно работать. На это уйдет приблизительно один-два месяца.

Пока этого не произойдет «Фортуна» и присоединившийся к ней «Дефендер» будут класть 18 километров трубы на немецкой отмели.

Вторая новость.

Принято окончательное решение использовать «Академика Черского» на строительстве «Северного потока-2». Он был нужен и на Дальнем Востоке, чтобы до пуска в 2024 году крупнейшего в мире Амурского газоперерабатывающего завода, успеть проложить все трубы в Амурском проливе и Охотском море. Успеет.

Если на нем сначала смонтировать оборудование для СП-2 и достроить этот трубопровод, потом отогнать судно обратно на Дальний восток, демонтировать прежнее и поставить новые стенды для уже дальневосточных работ, то газ с Сахалина до АГПЗ к его открытию однозначно дойдет, но впритык по срокам. А это при срыве сроков могут быть и прямые убытки, многократно превосходящие недополученные доходы от задержки строительства СП-2.

Что даже более важно, чем много миллиардные убытки, в случае задержки с пуском АГПЗ российская сторона сильно подведет Китай, чего не при каких обстоятельствах (в том числе заминки с Северным потоком-2) делать нельзя.

В качестве дополнительных мощностей на СП-2 будет использован активно формирующийся сейчас производственный комплекс для глубоководных водолазных работ.

При скорости укладки «Фортуной» и «Дефендером» приблизительно 2 километров в сутки, для завершения работ понадобится около 100 суток хорошей погоды.

«Фортуна» и обеспечивающий комплекс уже готовы начать работы хоть с 15 января. Здесь все будет зависеть от погоды.

По оценке наблюдателей, скорее всего работы на море начнутся где-то в начале апреля и вероятно с "Академиком Черским".

Таким образом, прогноз 100%-го запуска «Северного потока-2» пока таков – сентябрь 2020 года.

Способ нарастить поставки газа в Европу без «Северного потока – 2», но в обход Украины.

25 Декабря 2019

Мощности сухопутного газопровода Eugal, построенного специально для доставки конечным потребителям газа из морского газопровода «Северный поток – 2», могут позволить «Газпрому» увеличить поставки в Европу в обход Украины, несмотря на то что США ввели санкции против прокладки «Северного потока – 2».

Оператор Gascade Gaspransport, подконтрольный «Газпрому» и немецкой Wintershall Dea, с 1 января 2020 года вводит в эксплуатацию первую из двух ниток газопровода Eugal мощностью 30,9 млрд куб. м газа в год (общая мощность трубы должна составить 55 млрд куб. м), которая пройдет из немецкого Грайфсвальда на берегу Балтийского моря на юг до границы с Чехией. Новый газопровод пройдет вдоль другого наземного отвода OPAL мощностью 36 млрд куб. м, построенного для прокачки газа из первого балтийского газопровода «Газпрома» и партнеров — «Северный поток – 1», который заработал на полную мощность (55 млрд куб. в год) еще в октябре 2012 года.

В сентябре 2019 года «Газпром» был вынужден снизить прокачку газа по OPAL, а вслед за ним и по «Северному потоку – 1» из-за решения Европейского суда, который по иску Польши ограничил поставки почти вдвое — с 90 до 50% мощности, или до 18 млрд куб. м в год.

Запуск Eugal обеспечит полную загрузку «Северного потока – 1». По новому наземному газопроводу можно будет поставлять объемы газа, потерянные из-за ограничений, введенных из-за выигрыша Польши в суде, — около 20 млрд куб. м в год». Оставшиеся 17–20 млрд куб. м «Газпром» может прокачивать по второму отводу от морского газопровода — NEL, который идет только по территории Германии на запад от Грайфсвальда, поэтому Польша не могла добиться ограничений на его мощности.

Сейчас большая часть газа из «Северного потока – 1», который продолжает работать на проектной мощности, направляется на рынки северо-западной Европы через NEL, то есть ограничение использования OPAL по решению Европейского суда практически не сказалось на загрузке «Северного потока». После ввода Eugal часть газа может пойти в Центральную Европу через новый наземный газопровод в зависимости от актуальных потребностей рынка и оптимизации экспортного портфеля «Газпрома».

 



Вернуться в раздел Газопроводы и нефть

Соседние подразделы:
Платежная система России называется «МИР»
Местное время
Цитаты Мудрослова
Погода в с.Хоб.-Васильевское
И только так:
ТВ-новости круглосуточно
Детское ТВ и мультфильмы
Все станции радио-FM и песни
Все каналы ТВ и их архив
Растим и лечим деток
Флаг Российской Империи 1858-1896 г
Герб Российской Империи 1858-1896 г
Поиск по сайту
Центр рукоделия "Татьянка"
2
Очистка компьютера
Сайты Тамбовщины
Все события Новороссии
Сайт СОЛДАТ.RU
Песни Николая Емелина
Цены на нефть
Цены драгметаллов
Цена природного газа
Цены на золото
Курсы на вчера-сегодня
Введите заголовок
Расчёт мощности котла отопления
Золотовалютный резерв России
Все новости оперативно!
Журнал "Историк"
Всё законодательство России
Интернет России
Введите заголовок
Восход и заход Солнца
Для тех, кто любит РОССИЮ!
Стариков Николай Викторович
Работа в России
Православный телеканал
Полёт гражданского самолёта
Введите заголовок
ПЭК - транспортная компания
СДЭК - служба доставки до 30 кг
Введите заголовок
История районаПервомайский район - административно-территориальная единица Тамбовской области. ....
Открыть раздел История района
История области03.06.2017. https://news.mail.ru/society/29967664/?frommail=1 - Самым экологически чистым регионом этой весной стала Тамбовская область....
Открыть раздел История области
История РоссииНайдите и учите детей ТОЛЬКО по книгам «ИСТОРИЯ РОССИИ» в 4-х томах, автор Спицын Евгений Юрьевич, издаётся с 31.08....
Открыть раздел История России
История человечестваИСТОРИЯ возникновения человека и первых государств до возникновения Русской земли. Время существования человечества принято разделять на периоды: с 33 века до н.э. по 8 век до н.э....
Открыть раздел История человечества
Первая общенациональная платежная карта России запущена и называется «МИР»....
Открыть раздел Платежная система России называется «МИР»
Герой СССР Попов А.А.4 октября (17 октября по новому стилю) 2014 года исполнилось 100 лет со дня рождения Попова А.А. - нашего ГЕРОЯ СССР !!!...
Открыть раздел Герой СССР Попов А.А.
Герой СССР Манохин А.Н.В 2015 году, 8 июля, мы вспоминали нашего ГЕРОЯ и в честь его 95-летнего Юбилея провели памятный час!!! Мы вспомнили земляка-героя в 95-летие и помянули......
Открыть раздел Герой СССР Манохин А.Н.
Герой СССР Шипилов Я.ПОчень примечательно, что в нашем Первомайском районе Тамбовской области, из ШЕСТИ ГЕРОЕВ СССР ТРОЕ из нашего Старосеславинского сельского Совета!...
Открыть раздел Герой СССР Шипилов Я.П
ВЕЧНАЯ память воинамМЫ ДОЛЖНЫ СПЛОТИТЬСЯ ПРОТИВ ЗАБВЕНИЯ! Вы поведайте им об отце или сыне.Это нужно живым, это нужно России! Погибших с нами уже нет. Они похоронены и оплаканы, но их вопрос остался:...
Открыть раздел ВЕЧНАЯ память воинам
Люди нашего селаЗдесь мы будем размещать информацию о знаменитых тружениках-передовиках нашего села и выдающихся односельчанах. Присылайте соответствующую информацию - разместим....
Открыть раздел Люди нашего села
Колхоз "Победа"С 1 января по август 1928 года на территории нашего района были образованы три товарищества по совместной обработке земли, одно из которых называлось "Победа" и находилось в селе...
Открыть раздел Колхоз "Победа"
Музей нашего селаТвори добро без самолюбования, без громких слов, без тени хвастовства. Минуй соблазн минутного признания, каким ты был - поведает молва:...
Открыть раздел Музей нашего села
В продолжение 9-летней деятельности Общественного Актива села 20 августа 2019 года в селе было образовано ТОС - Территориальное общественное самоуправление (ТОС) "ВДОХНОВЕНИЕ"....
Открыть раздел ТОС "ВДОХНОВЕНИЕ"
Работа в селеЗдесь мы размещаем информацию о ближайших предприятиях Первомайского района, где есть возможность работы для наших односельчан, а также о возможных сезонных работах на личных...

Открыть раздел Работа в селе
Самозащита селаСЕЛО СТАРЕЕТ. ОБИДЕТЬ СТАРИКОВ МОЖЕТ КАЖДЫЙ. И МОЛОДЁЖЬ ЖИВЁТ РАЗРОЗНЕННО. ВСЯК НЕГОДЯЙ И ЗЛОДЕЙ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ, ЧТО В СЕЛЕ ЕСТЬ СИЛА, КОТОРАЯ ДАСТ ОТПОР....
Открыть раздел Самозащита села
Природа и виды селаСоздавая эту ссылку, хотелось бы, чтобы каждый посетитель увидел великолепие природы нашего села и его виды....
Открыть раздел Природа и виды села
Старинный говор селаЗдесь мы размещаем интересные слова, которые уже ушли из оборота, но иногда встречаются. Присылайте и ваши наблюдения - разместим с удовольствием....
Открыть раздел Старинный говор села
Творчество земляковЗдесь мы размещаем сведения о творчестве наших земляков и друзей. Это стихи, песни, поделки, фото, публикации и любые другие изделия....
Открыть раздел Творчество земляков
Новости и информацияhttp://lenta.ru/ - http://ria.ru/ - http://tass.ru/ - http://www.rbc.ru/ - http://novostimira.net/ - http://runews24.ru/moscow - https://vk....
Открыть раздел Новости и информация
Песни о РОДИНЕЧТОБЫ СОХРАНИТЬ У СЕБЯ ПЕСНЮ, НУЖНО НАВЕСТИ КУРСОР МЫШКИ НА ССЫЛКУ "СКАЧАТЬ (ЗАГРУЗИТЬ)" - НАЖАТЬ ЛЕВУЮ КНОПКУ МЫШКИ - ОТКРОЕТСЯ ЧЁРНОЕ ОКНО - ТАМ НАЖАТЬ ПРАВУЮ КНОПКУ МЫШИ -...
Открыть раздел Песни о РОДИНЕ
Музыка для душиЗдесь мы можем размещать немного музыки для души, которую можно будет сразу послушать. Эта задумка Печёнкиной Ю.И....
Открыть раздел Музыка для души
Посмотрите фильм: "Первая. Русская. Цветная". Канал ТВЦ - 05.10.2015 г. Уже в начале 19 века была отработана схема предательства Отечества и возбуждения масс для свержения власти....
Открыть раздел Технологии РЕВОЛЮЦИЙ
Власть и ОбществоЧем прозрачнее и эффективнее работает власть, тем лучше всем и России! Из Конституции России: Статья 1.2. Наименования Российская Федерация и РОССИЯ равнозначны. Статья 131. 1....
Открыть раздел Власть и Общество
Наш СЕЛЬСОВЕТ(Данная неофициальная страница создана администратором для сельсовета, может будут когда-то пользоваться - это же неплохая информационная площадка....
Открыть раздел Наш СЕЛЬСОВЕТ
Газета и ТВ районаВ нашем районе исторически и давно были издания различных газет, которые упразднялись и переименовывались....
Открыть раздел Газета и ТВ района
Телевидение села (ТВ)Видео-канал "ХоботецТВ" здесь: ХоботецТВ Июнь 2011 года. Телевидение это конечно громко, а вот киностудия в самый раз!...
Открыть раздел Телевидение села (ТВ)
ГРАЖДАНЕ! БУДЬТЕ БДИТЕЛЬНЫ И ВНИМАТЕЛЬНЫ!...
Открыть раздел АНТИтеррор
Помогите найти!Прежде, чем просить нас о помощи в розыске родных и близких, не вернувшихся с Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г....
Открыть раздел Помогите найти!
И снова, здравствуйте! Здесь Вы можете прямо сейчас разместить свой отзыв о нашем сайте, его необходимости и о его работе. Делайте замечания!...
Открыть раздел Отзывы гостей
Жемчуг мыслиЗдесь мы предлагаем всем размещать красивые, поучительные, важные, серьёзные и нужные мысли (высказывания, афоризмы, советы...)....
Открыть раздел Жемчуг мысли
Ваша аптечкаЗдесь мы будем размещать информацию о том, как оказать экстренную медицинскую помощь пострадавшим. Попробуем разыскать и народные рецепты....
Открыть раздел Ваша аптечка
Где купить самогон?Знайте: Алкоголь - это смерть!!! Издавна у нас существовала традиция самогоноварения. Это являлось некой самобытностью местного населения и предметом желания приезжих, т.к....
Открыть раздел Где купить самогон?
Алкоголь - это смерть!!!ТРЕЗВАЯ РОССИЯ - ВЕЛИКАЯ РОССИЯ!!! Здесь мы будем бороться за нашу молодёжь и за наших людей! Спиртное (особенно шампанское и пиво) и курение УБИВАЕТ людей!...
Открыть раздел Алкоголь - это смерть!!!
Карта сайтаКарта сайта www.hob-vasilevskoe.lact.ru Титульная страница ИСТОРИЯ НАШЕГО СЕЛА История района История области Гимн Тамбовской области Тамбовское восстание 1918-1921 г.г....
Открыть раздел Карта сайта
Карта села и округи Днем и ночью. Не щадя своих сил, мы работаем над этим проектом. Страница еще не совсем подготовлена. Пожалуйста, немного терпения......
Открыть раздел Карта села и округи
ПРОДАЁМ !!!Это подобие Интернет-магазина или Стола заказов....
Открыть раздел ПРОДАЁМ !!!
Наши 40 соток22 марта 1935 года в нашем районе был утверждён максимальный размер приусадебных участков колхозникам - 0,5 Га (для сада и махорки). Так и живём......
Открыть раздел Наши 40 соток
Техника для домаЗдесь мы расскажем вам о том, как облегчить ваш труд с помощью механизмов, инструмента и различных рекомендаций....
Открыть раздел Техника для дома
Тамбовское восстаниеВНИМАНИЕ!!! ЭТО НУЖНО ПОМНИТЬ ВСЕГДА! В борьбе обретёшь ты право своё! Тамбовское восстание крестьян против действий власти (21.08.1918—16.07....
Открыть раздел Тамбовское восстание
ВНИМАНИЕ !!! ВНИМАНИЕ !!! ВНИМАНИЕ !!! ВНИМАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ !!! ТРЕВОГА !!! ЖМИТЕ: НАСВАЙ и его последствия + КАЛЬЯН - прочитайте и посмотрите на своих детей внимательнее! НАРКОТИКИ !...
Открыть раздел Тревога!!! НАРКОТИКИ
Предатели РОССИИ"Биохимия предательства" - фильм К.Сёмина (2014 год) СМОТРИТЕ ! ЗАДУМАЙТЕСЬ ! НЕДОПУСТИТЕ !...
Открыть раздел Предатели РОССИИ
Украина фашистская (26.11.2013-20.05.2019 и далее...)БЕДА НА УКРАИНЕ! ФАШИСТЫ ЗАХВАТИЛИ ВЛАСТЬ! Народ Украины, действуй! О ситуации на Украине и в русском Крыму: (Отдых в русском КРЫМУ и независимый энергомост (22.11.2015-11.05....
Открыть раздел Украина фашистская (26.11.2013-20.05.2019 и далее...)
«На сегодня в массовом сознании граждан нет глубокого понимания российского патриотизма как духовного ориентира и важнейшего ресурса развития современного российского...
Открыть раздел Патриотическое воспитание в России
Экономика и цены СОВЕТЫ О КРЕДИТАХ: Расчитать платежи по кредиту: http://25signals.ru/rasschitat-platezhi-po-kreditu/ Обратите внимание на тип платежей:...
Открыть раздел Экономика и цены
Портал ГОСУСЛУГИ в РОССИИРЕКОМЕНДУЕМ !!! Портал государственных услуг России "ГОСУСЛУГИ" (и личный кабинет граждан): https://www.gosuslugi....
Открыть раздел Портал ГОСУСЛУГИ в РОССИИ
На 2018 год в России производятся следующие автомобили: - AURUS/АуРус (НАМИ, Москва и завод Елабуга, возможно УАЗ-Ульяновск, КамАЗ-Набережные Челны):...
Открыть раздел Автомобили РОССИИ
Авиация РОССИИ Отследить параметры (взлёт-посадка, высота, скорость, место) полёта гражданского самолёта в режиме реального времени можно здесь: http://www.flightradar24.com Где:...
Открыть раздел Авиация РОССИИ
Сила РОССИИСИЛА РОССИИ В ЕГО НАРОДЕ!!! Но и "патроны" нам не помешают! Не одними Арматами и Сарматами едины… НАМ ЕСТЬ ЧЕМ ГОРДИТЬСЯ !!! Старинная мудрость и сегодня для России подходит:...

Открыть раздел Сила РОССИИ
КОНСТИТУЦИЯ РОССИИ 1993 годаКОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г....
Открыть раздел КОНСТИТУЦИЯ РОССИИ 1993 года
КОНСТИТУЦИЯ РОССИИ 2020 годаВсероссийское голосование (референдум) за изменения в Конституцию РОССИИ состоялось 1 июЛя 2020 года - был объявлен выходной день!!!...
Открыть раздел КОНСТИТУЦИЯ РОССИИ 2020 года